Владимир Хотиненко: «Главное — хотеть снимать кино»
Нужна ли режиссеру удача, какие ошибки не стоит допускать при создании фильма и что делать в казусной ситуации – в эксклюзивном интервью с председателем жюри международного конкурса Владимиром Хотиненко.
Кинофестиваль объединяет большое количество молодых режиссеров, представляющих свои полнометражные и короткометражные фильмы впервые. Помните ли Вы свой дебют с картиной «Один и без оружия»?
Вы знаете, дебютов у меня было много, но я помню так или иначе все. Дело в том, что «Один и без оружия» – мой первый полнометражный фильм. Я закончил «Высшие курсы» («Высшие курсы сценаристов и режиссеров», мастерская Никиты Михалкова — ред.), и мой диплом получился достаточно содержательным и интересным. Он назывался «Голос дракона в бездонном море». И после выпуска мне практически сразу же дали на Свердловской киностудии полнометражный дебют.
К Вашему дебюту сценарий написал Николай Леонов, отечественный писатель, классик советского детектива, драматург и сценарист. Почему Вы решили снимать по этому сценарию фильм совместно с Павлом Фаттахутдиновым?
Тогда я дружил с Павлом Фаттахутдиновым. Вместе с ним какие-то заметки писал, различные идеи задумывал, поэтому и пригласил его в соавторы, что, конечно же, вызвало недоумение у моей группы. Они считали, что я и сам способен с этой картиной справиться, но я хотел Павлу помочь, чтобы ему дальше тоже дали проект.

Были ли в картине «Один и без оружия» ошибки, которые Вы, будучи опытным режиссером, уже бы не допустили?

Конечно! Мы снимали в Перми. Идей у нас была масса! Знаете, как молодые режиссеры… Они когда делают фильм, всегда стремятся засунуть в него все, что думают. Мы совершили ту же ошибку. С Павлом Фаттахутдиновым хотели снять осень. При этом осень зыбкую такую. Но неожиданно выпал снег. Тогда погода была совершенно паршивая. Пленка «Свема», чувствительность низкая, экспозиции просто нет. Получаем телеграмму от тогдашнего директора Свердловской киностудии: «Съемки проводить в любой погоде. Ю. Асловский». Эту замечательную телеграмму я до сих пор храню.
Кадр из фильма «Один и без оружия
Вы приняли решение продолжать съемки! Как Вам удалось выйти из этой казусной ситуации?

В первую очередь, я показал наш материал Николаю Леонову и сказал: «Коль, надо что-то с этим делать». Поэтому теперь в фильме звучит замечательный текст. Главный герой говорит: «утром выпал снег, вечером он растаял». Этот прием был довольно органичен, и никто даже не заметил, что мы принудительно должны были это сделать. Но во всяком случае это был какой-то потрясающий совершенно опыт.

Имела ли успех эта картина у зрителя?

Да! Эта картина стала успешной. Мы ее достаточно достойно представили на фестивале и получили приз за дебют. Также на съемках мы узнали все перипетии тех казусов, которые в кино происходят. Сейчас я студентов пытаюсь научить не совершать этих ошибок: не надо засовывать в картину все. Нужно все-таки рассказывать историю конкретно. Показывать то, о чем и должна идти речь.

  • Что вы можете посоветовать молодым режиссерам, которые, как и Вы оказались в казусной ситуации, а съемочный день отменять нельзя?
    Ни в коем случае не надо отменять съемочный день! Это один из моих основных постулатов. Конечно, и в жизни так ко всему нужно относиться, но в кино – в особенности. Не та погода, не приехал актер... Воспринимайте это как предложение, как вызов! Не как проблему. Зачеркните это слово. Вы считаете себя профессионалами? Если да, то у вас все получится!
  • Какие примеры решения нештатных ситуаций Вы можете привести?
    Например, могу рассказать про Паганини. Многие знают, как он на одной струне сыграл, когда остальные порвались. И так везде. Изначально может вяло получаться, а экспромт придает «свежесть» ситуации, которая предполагает какие-то находки и интересные решения. Поэтому для меня это очень важный принцип. Нужно в такой момент задаться вопросом, профессионал ты или нет, и найти художественное решение. Не хуже того, что было до этого. Вот и все.
В ретроспективе в Вашу честь будет показано три фильма: «Зеркало для героя», «1612» и «Поп». Какая из картин – Ваша любимая, и в каком жанре Вам больше всего понравилось работать?

Знаете, все эти картины – мои дети. Даже если я какую-то из них выделяю, я не имею ни малейшего права говорить о ней как о любимой. Вопрос другой. Каждая из них характерна для определенного периода моего времени. «Зеркало для героя» была третьей моей картиной. Я, наконец, понял, что не зря оставил профессию архитектора и занялся режиссурой. Тогда я почувствовал вкус победы. Вкус удачи.

Плюс картина дорога мне, потому что я посвятил ее родителям своим и всему этому поколению. Эту замечательную петлю времени, которую придумала Надя Кожушаная. Самое замечательное, что в новом контексте времени совершенно ничего не устарело.


Драма «1612» - фильм о более далеком прошлом, а именно – временах правления Бориса Годунова. Главный герой картины, юный слуга Андрей, никак не может забыть дочь погибшего царя Ксению, ради спасения которой он становится другим человеком. Какие воспоминания остались о съемках этого фильма?


Картина «1612» – мой первый полнометражный фильм с большим бюджетом. Помню свой азарт и то, как мы серьёзно готовились: делали раскадровки по всем фатальным сценам, из которых потом получилась книжка целая! В общем-то, своим масштабом эта работа меня и привлекла. Плюс я давно хотел снять единорога. По одной простой причине: все думают, что единорог – это европейский персонаж, ан-нет. Я обнаружил в нашей мифологии очень много образов и значений. К примеру, что единорог – аллегория любви. И мы сняли его, сняли очень красиво. Так что тоже веха.
Помню свой азарт и то, как
мы серьёзно готовились:
делали раскадровки по всем фатальным сценам,
из которых потом
получилась книжка целая!
В общем-то, своим
масштабом эта работа
меня и привлекла.
Фильм «Поп» является еще одной вехой в Вашей жизни. Это история одной из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны – Псковской православной миссии…
Я тоже совершенно не знал эту историю. Абсолютно случайно я встретился с тогдашним министром Швыдким, и он мне рассказал о Псковской миссии. Драматизмом своим ее история меня, конечно же, поразила, потому что многие считают предателями священников, которые служили в тылу. Там, на территориях покоренных. В тот момент в оккупационной зоне 50 миллионов человек было, и все они – покинутые люди, которых некому было поддержать: женщины, дети и старики. Я снимал собирательный образ человека, который укреплял тех, кто находился трагическом совершенно состоянии. Поэтому это было интересная, но рискованная тема. Во всяком случае, я ни секунды не пожалел, что пошел в этот путь.
В чем были сложности этого пути?

Думаю, в том, что тема предательства в нашей стране по понятным причинам больная. Мне захотелось в ней разобраться. Как сделать историю человека, который готов к служению, но при этом страдает за него. Ничего похожего на горизонте кинематографа еще не возникало. Мне показалось, что эта тема для нас очень важна. В первую очередь для того, чтобы мы глубже понимали некоторые проблемы, связанные с нами. Строго говоря, у меня все картины – это портрет России в тот или иной период ее существования. Потому что наша страна уникальна, парадоксальна, и у нее очень необычная территория. Хорошо, что список фильмов ретроспективы получился именно такой.

В начале нашего интервью Вы сказали, что изначально Вы были архитектором, а потом решили поменять профессию. То есть людям, которые не занимаются сейчас режиссурой, не стоит бояться начинать снимать кино?

– Вы знаете, сейчас я обнаруживаю у многих людей, которые хотят этим заниматься, только само желание быть режиссерами. Это не совсем правильно, с моей точки зрения. Нужно достаточно хорошо понимать, что это за профессия. Она странная и непростая, это уж точно. Если говорить обо мне, я закончил архитектурный университет в 1976 году и понял, что для того, что я хотел бы построить, совсем нет перспектив. Тогда я ушел в армию на год, а дальше судьба мне подкинула возможность определиться. Мне дали отпуск в армии на неделю, а Никита Михалков в то время приехал в Свердловск. Мы встретились, и он предложил мне заняться режиссурой. С тех пор я занимаюсь тем, что люблю.

Что Вы можете пожелать участникам МКФ «Западные ворота» и тем, кто сейчас находится в начале своего режиссерского пути?
Извините за банальность, но я пожелаю участникам фестиваля удачи. Как в нашей профессии, так и в жизни. Иногда действительно важно оказаться в нужном месте в нужное время. Однако чтобы удача немножечко поспособствовала, надо что-то делать: совершать определенные поступки, например. Главное – очень хотеть снимать кино. Так хотеть, чтобы не ждать, что кто-то придет и даст бюджет. В наши времена снять фильм было достаточно сложно, а сейчас это сделать легко – можно просто достать из кармана телефон и создать очень хорошую картину.
Made on
Tilda